Парамахамса Вишвананда
Индуизм объединяет множество религиозных систем и отличается разнообразием и свободой духовных практик, что делает его совершенно уникальным среди мировых религий. Некоторые конфессии следуют учению одного Божьего посланника и придерживаются единственного священного писания. Однако у индуизма нет конкретного основателя, основного священного текста и определяющей философии.
Понятие индуизма не ограничено рамками религиозной секты с чёткими учениями, текстами и целями. Историческое название индуизма — «санатана-дхарма» (вечная религия). Отличие между значением русского слова религия и понятием санатана-дхармы заключается в том, что религия содержит в себе концепцию веры, а вера изменчива по своей природе.
В то время как санатана-дхармой называют неизменную деятельность всех живых существ во взаимоотношениях с Верховным Господом. Это то, что вечно прибывает с живым существом и неотделимо от него, тогда как у любой религиозной веры можно найти историческое начало. Великий учитель Индии Шри Рамануджа говорил: «Cанатаной называют то, что не имеет ни начала, ни конца». Чаще всего, индуисты не причисляют себя к определенному направлению, и свободно занимаются различными духовными практиками, не исключая посещения культовых мест других религий.
В западном мире индуизм начал распространяться в 19 веке. Сначала его рассматривали с точки зрения религиоведения и из интереса к санскриту, а уже после второй мировой начали относиться как к религиозному меньшинству. К настоящему времени индуистские общины находятся практически во всех уголках мира. Один из ключевых личностей, кто привнес индийскую философию веданты и йоги в западный мир, был Свами Вивекананда, ученик Рамакришны. Он выступал за право каждого человека на индивидуальный путь достижения божественного.
Вивекананда призывал своих последователей быть верными своей вере и говорил, что все религии — путь к Богу. В парламенте мировых религий Вивекананда выступал с краткой речью, представляя Индию и индуизм и процитировал два отрывка из «Шива-махимна стотрам»: «Как разные потоки, имеющие свои источники в разных местах, все смешивают свою воду в море, так, о, Господь, разные пути, по которым люди идут, с разными тенденциями, кажутся кривыми они или прямыми, все ведут к Тебе!» и «Всякого, кто приходит ко Мне, через любую форму, Я достигаю его; все люди борются путями, которые, в конце концов, ведут ко мне». Эти строки отражают универсалистское учение Вивекананды.
В начале 20 века индийский гуру Парамаханса Йогананда основал в Соединенных Штатах организацию для распространения по всему миру его учения о древних методах и философии Индии. Он познакомил миллионы индийцев и жителей Запада с учениями медитации и Крийя-йоги. Йогананда написал книги «Второе пришествие Христа: Воскресение Христа внутри вас» и «Бог беседует с Арджуной — Бхагавад-гита», чтобы раскрыть общность изначального христианства, чему учил Иисус Христос, и изначальной йоги, которой учил Кришна. Он хотел объединить науку и религию через осознание единства их основополагающих принципов.
Влиятельной личностью был Шри Ауробиндо, который объединял западные достижения и сокровенные знания индуизма. А так же индийский деятель Ганди, который критиковал западную цивилизацию как движимую «грубой силой и безнравственностью», противопоставляя её цивилизации, движимой «силой души и моралью». Ганди захватил воображение людей своего происхождения своими идеями о победе «ненависти любовью».
Позже стали образовываться движения, которые активны по сей день. Основатели некоторых это Сатья Саи Баба, Шрила Прабхупада (основатель Международного общества сознания Кришны), Махариши Махеш Йоги (основатель Трансцендентальной медитации и приведение этой медитации к западному миру).
Из числа действующих индуистских общин проживает свой рассвет международная организация, известная как «Бхакти Марга», основателем которой является Парамахамса Вишвананда. Так же он является Сатгуру и мастером Крия йоги. Как ачарья он продвигает санатана-дхарму. Свами Вишвананда не формирует секту, его учение вне сектантских ограничений, он полностью расположен и открыт для принятия людей любых вероисповеданий и взглядов. Вишвананда помогает людям в осознании высшей любви, для чего он дает духовные практики, позволяющие посмотреть за пределами ограничений культуры, религии, пола и возраста. Он пробуждает способность проживать эту Любовь, помогает углубиться в свои собственные уникальные отношения с Высшим Источником, позволяя проносить эти переживания, любовь сквозь свою повседневную жизнь.